Чуть больше месяца остается до того момента, как в отрасли должны заработать 6 новых торговых площадок: по одной в каждой области. Такую задачу руководителям на местах во время выездного совещания в г. Дзержинске поставил заместитель министра лесного хозяйства Владимир Креч.
По сути, речь идет о принципиально новом шаге на пути к совершенствованию работы по развитию внутреннего потребления.
«И Президент, и правительство сегодня требуют от нас быть доступными для населения: люди должны пользоваться местными материалами, — напомнил руководителям ГПЛХО и лесхозов заместитель министра.»
Первый удачный пример в отрасли уже есть: не так давно Копыльский опытный лесхоз открыл собственный торговый павильон в г. Дзержинске. На реализацию проекта ушел год и 1,7 миллиона рублей — всё с учетом строительства.
— Мы не случайно выбрали именно Дзержинск, — рассказал участникам выездного совещания директор Копыльского опытного лесхоза Сергей Ульдинович. — Раньше мы уже пробовали здесь работать, но не так активно. Изучив конъюнктуру рынка, пришли к выводу, что это для нас наиболее удачное место: во-первых, в Дзержинске и Дзержинском районе проживает 70 тысяч человек, и это в 2,5 раза больше, чем в Копыльском. Во-вторых, основное преимущество Дзержинского района — наличие большого количества садоводческих товариществ и, соответственно, домохозяйств, которых около 35 тысяч.
А еще в Дзержинском районе — больше 4 тысяч субъектов хозяйствования различных форм собственности и около 1200 предприятий, занимающихся тем или иным производством. То есть уровень доходов населения и заработной платы в регионе довольно высок.
От элементов декора до беседок
Ассортимент торгового павильона довольно широк. Здесь можно найти практически всё: начиная от вешалки в прихожую и заканчивая строительными материалами.
Почти вся продукция — производства Копыльского опытного лесхоза. Но есть и привозной ассортимент: из других лесхозов Минской области.
— Мы стараемся сделать так, чтобы человек, придя к нам, смог купить всё, что ему нужно. Что не производим сами, берем на реализацию у других. Пока опыт небольшой, но он есть, — поделился Сергей Ульдинович.
Основной покупатель нового торгового павильона — владельцы домов в садоводческих товариществах. Здесь была проведена массированная рекламная кампания, которая возымела успех. Работает и сарафанное радио: сначала пришел один сосед, потом — другой, третий и т. д.
К каждому покупателю — подход индивидуальный. И у каждого продавцы обязательно интересуются, как он узнал о новом торговом объекте.
— Сегодня 75 % наших покупателей — это либо наши постоянные клиенты, которые работали с нами еще до открытия павильона, либо люди, которые узнали о нас из рекламной газеты или в Интернете, — рассказал участникам совещания директор лесхоза.
По словам Сергея Ульдиновича, сегодня ключевая задача, которую ставит перед собой лесхоз: стать узнаваемыми. Для этого заказывают услуги профессионального продвижения в Интернете и готовят билборды по дороге из Минска.
К слову, благодаря строительству павильона и цеха в регионе было создано 7 новых рабочих мест. При устойчивом спросе их количество будет увеличено.
— Наш павильон работает с 8 утра до 8 вечера. Мы выбрали такой график работы, потому что объект всё равно нужно охранять. И эффективнее дать зарплату продавцу: люди к нам приезжают и ближе к 8 вечера, и в воскресенье, — обратил внимание Сергей Ульдинович.
Население — в плюсе
Не только лесхоз, но и население выиграло от открытия нового торгового павильона. Сергей Ульдинович привел простой пример: цены на пиломатериалы снизились в регионе практически в 2 раза.
— Мы регулярно обзваниваем конкурентов, интересуемся их предложениями. Замечаем, что они делают то же самое. В результате начинаем снижать цены, придумываем различные акционные предложения. Население от этого выигрывает, — заметил директор.
Сам руководитель также посещает торговые сети и сравнивает стоимость продукции. Недавно побывал в одной из них, где ему за придуманный объем материалов насчитали около 7 тысяч рублей. Когда посчитали в Дзержинске — вышло на 3 тысячи рублей меньше.
— Отдельные люди приходят и говорят: не хотим брать те же дрова у частников, только — в лесхозе. Потому что видят разницу. А еще мы большое внимание уделяем обратной связи: всегда позвоним и поинтересуемся, всем ли доволен человек. Людям это нравится, — подчеркнул Ульдинович.
Под единым брендом
Приблизительный срок окупаемости проекта — 5 лет. Это немного, если сравнивать с иными объектами, строящимися в отрасли. В структуре выручки торговый павильон уже занимает порядка 15 %. Цифра не заоблачная, но эти деньги позволяют лесхозу полностью покрыть затраты на топливо и мелкие запчасти.
Заместитель министра лесного хозяйства Владимир Креч оценил такой подход к делу:
— Этот торговый павильон — пример инициативы руководителя. И сегодня пришло время развить этот опыт. До 1 июля в каждой области должны появиться собственные торговые павильоны. Может быть, не такие шикарные — сегодня много пустующих арендных площадей. Но мы должны сделать этот шаг. Я призываю вдумчиво подойти к этому вопросу, так как это сделали в Копыле. Изучить конъюнктуру рынка, покупательский спрос и так далее. Но такие павильоны нам нужны. Хотя бы потому, что они сегодня эффективны с точки зрения рентабельности. Особенно это актуально в нынешних экономических условиях.
Заместитель министра также поддержал предложение генерального директора Гродненского ГПЛХО Андрея Дивина о создании собственного торгового бренда и продвижения под ним продукции, реализуемой в павильонах.
— Сегодня от рекламы зависит многое. Опять же мы в этом убедились на примере Копыля. Нужно подключить профессиональных маркетологов, вместе работать над продвижением. С учетом того, что у «БЕЛЛЕСЭКСПОРТа» уже есть опыт создания площадки BYLES.BY, он займется разработкой концепции вместе с Копыльским опытным лесхозом.
Автор: Анастасия МАЦКЕВИЧ